Трамвайный парк

В январе 1961 года руководители химического комплекса и города обратились в Совнархоз и Министерство химической промышленности с предложением о развитии внутригородского транспорта, и в июне 1961 года было принято решение о прокладке трамвайной линии, связывающей железнодорожный вокзал с химкомбинатом. К работе приступили проектировщики, а затем и строители. За год коллектив управления № 5 треста «Востоктяжстрой» уложил 2850 метров полотна. Пути от химкомбината дошли до улицы Менделеева.

05 апреля 1963 года — постановление №75 Исполкома Городского Совета депутатов трудящихся принял решение «О строительстве первой очереди трамвая» трамвайного цеха, — структурного подразделения «Химкомбината».

В 1966 году строительство первой очереди трамвая и трамвайного депо было закончено. Заказчик — Усольский химкомбинат — создал в своей структуре трамвайный цех и назначил его начальником Леонида Алексеевича Иноземцева. Предстояло создать коллектив, ввести в эксплуатацию трамвайное депо, восемь километров путей, тяговую подстанцию, приобрести подвижной состав, обучить персонал, укомплектовать службы необходимыми механизмами и приспособлениями. Первый трамвай подарили усольчанам иркутяне. Это был старый вагон КТМ-1 с прицепом, на котором можно было ездить и осваивать программу.

В августе 1966 года в трамвайном депо города Ангарска усольчане начали обучение на курсах по подготовке водителей трамвая. К декабрю группа из 22 человек освоила теорию и под руководством приглашенных из Ангарска и Иркутска водителей- профессионалов: Е.Васильевой, З.Вороновой, Г.Веселковой, И.Ананьевой, Е.Яковлевой, супругов Язининых, приступила к стажировке на усольском трамвае. Вместе с водителями учились диспетчеры «выпуска» З.Гурская, М.Некрасова, В.Будакова, Н.Шендрик и Т.Котовская. Открытие движения по маршруту «Загородная» — «Пожарное депо» городские власти и руководство химкомбината приурочили к Дню советской армии

23 февраля 1967 года — открытие движения по маршруту №1 до «Химпрома». Вагон 009 под управлением водителя первого класса Галины Веселковой с кондуктором Ниной Дюсмикеевой навсегда войдут в историю Усолья-Сибирского.

2 февраля 1968 года — началась укладка путей от перекрестка улицы Ленина до городского рынка

В конце октября 1970 года —  трамвайные маршруты соединили ремонтно-механический завод с рынком. В этом же году было открыто движение трамвая «Загородная — 9 столовая». После того, как в 1971 году было сдано в эксплуатацию разворотное кольцо в районе городского рынка, все силы были брошены на линию «Рынок — Привокзальный»

В декабре 1973 года рельсы дошли до конечной проектной точки, была запитана контактная сеть, и в январе 1974 года — трамвайная линия Привокзального района была принята в эксплуатацию.

В январе 1975 году — сдан в эксплуатацию трамвайный маршрут №2  до «Химфармкомбината».

В 1983 году  — проводится модернизация распределительных устройств на тяговых подстанциях с заменой устаревшей коммутационной аппаратуры на современную, что позволило резко сократить число простоев в работе электрооборудования. Прокладка питающих и отсасывающих фидеров от ТП-1 и ТП-2 к участкам контактной сети, монтаж и наладка третьего трансформатора и выпрямительного агрегата на ТП-2 с увеличением проектной мощности на треть позволили выпускать на линию до 36 вагонов в день. Пуск в работу третьей тяговой подстанции, осуществляющий запитку контактной сети от первого участка до Привокзального района, а также проектирование и прокладка питающего фидера 600 В линии 6 кВт от ГПП-1 до ТП-1 позволили увеличить выпуск подвижного состава на линию до 45 единиц в день.

Большое внимание в 80-ых годах уделялось улучшению бытовых и производственных условий. Велись реконструкция, переоборудование и оснащение административно-технического здания депо с полной заменой металлических рам на деревянные. Это позволило сократить потребление тепловой энергии, расширить и благоустроить санитарно­ бытовые помещения, оборудовать комнаты приема пищи. Строились: центральный склад МТС, склад ГСМ, гараж для автомашин, столярный цех. В 1980 — ­1981 годах была полностью произведена замена старых вагонов на новые КТМ-5М3. В это же время начали осваивать так называемую «систему многих единиц», то есть спаренные вагоны, которые выпускались на линию в часы утренних и вечерних пиковых нагрузок. Впервые в регионе инженерно-технической службой предприятия было внедрено телеуправление всеми тяговыми подстанциями, что позволило произвести реорганизацию службы энергохозяйства и резко сократить простои подвижного состава на линии.

В середине 80-ых годов руководство Химпрома и Министерство химической промышленности РСФСР решило отделить структурное подразделение в самостоятельную единицу, которое к тому времени стало «общегородским» и предложил принять трамвайных цех на баланс управления коммунального хозяйства исполкома городского Совета народных депутатов.

10.11.1986 года — решение №539 Иркутской области Совета Народных Депутатов о создании «Трамвайного управления».